Сокращение расходов или повышение эффективности?
 


Говоря о сокращении определенных расходов в сложные для компании периоды нельзя не упомянуть и о рисках с ними связанных. Например, сокращение расходов влечет за собой не только пропорциональное снижение объемов производства продукции или услуг, но и снижение качества, увеличение сроков поставки, увеличение себестоимости и другие нежелательные, но вполне предсказуемые последствия. Если руководство не будет учитывать эти побочные эффекты заранее, то может неожиданно оказаться, вместе с компанией в более невыгодном положении. Имея дело с сокращением спроса, может оказаться целесообразнее, вместо сокращения расходов, повышать результативность, даже если это потребует некоторых дополнительных затрат. В конечном итоге, как показывает практика, дополнительные усилия, затраченные на интенсификацию деятельности компании, окупают себя. Особенно это верно, если рассматривать ситуацию не только в краткосрочной, но и в долгосрочной перспективе.

Расходы, доходы и инвестиции…

Все расходы, которые несет компания, можно условно разделить на две категории: «инвестиционные» и «расходные». К «инвестиционным» относятся все те расходы, которые производятся с целью получения прибыли, то есть компания получает больше, чем вкладывает. К «расходным» относится все то, что не оказывает влияния на получаемый результат. Уверена, что от последнего вида расходов в сложные времена отказались даже успешные компании.

Отдельного упоминания заслуживают долгосрочные инвестиционные проекты. К сожалению, цикл возврата на вложенные средства может оказаться непосильным для компании с учетом текущих рыночных реалий. Отказ или сохранение долгосрочной инвестиционной программы нуждается в еще более тщательном обосновании, и критерием для принятия решения здесь является наличие у компании возможности финансировать эту программу без риска оказаться без денег в краткосрочной перспективе. Необходимо тщательно проанализировать ситуацию, просчитывая возможные сценарии развития событий, рассматривая издержки и преимущества не только очевидные и краткосрочные, но также скрытые и долгосрочные. Сократить расходы бывает легко, но как потом восстановить доверие и удовлетворенность клиентов?

Повышение эффективности путем повышения результативности также нельзя рассматривать как единственно правильный путь, хотя этот путь содержит в себе больше потенциальных выгод нежели сокращение издержек. Резервы для повышения результативности, которые не требуют серьезных дополнительных расходов, можно найти в разных сферах деятельности компании, начиная от продаж и производства и заканчивая вопросами обеспечения безопасности ведения бизнеса. Наибольшим потенциалом для решения данной задачи является повышение эффективности работы сотрудников.

Эффективность персонала

К сожалению, у многих руководителей зачастую складывается впечатление, что результаты работы прямо пропорциональны количеству сотрудников или фонду оплаты труда. Особенно такое ощущение усиливается, глядя на то, как рьяно многие компании взялись за сокращение численности, урезание денежных выплат, льгот и других расходов, связанных с персоналом. Про бюджеты на обучение сотрудников и привлечение внешних консультантов можно даже и не говорить. Тем грустнее наблюдать, как через пару месяцев компании вновь открывают сокращенные вакансии. И где, скажите мне, здесь экономия?

Зависимость финансово-экономических показателей от персонала достаточно наглядно продемонстрировали Роберт Каплан и Дэвид Нортон, предложив бизнесу использовать Balanced Scorecards / Систему Сбалансированных Показателей (ССП) как инструмент управления реализацией стратегических целей. В соответствии с предложенной моделью, в основе финансово-экономического благополучия компании лежат две характеристики, связанные непосредственно с персоналом: компетентность, то есть уровень квалификации, и вовлеченность - заинтересованность и мотивация сотрудников.

Признайтесь, что вопросу эффективности использования персонала, к сожалению, уделялось недостаточное внимание, пока дела на рынке шли хорошо. Росли показатели продаж, общая позитивная динамика оказывала гипнотическое воздействие на руководителей компании, позволяя попросту не замечать возможные недоработки.

Текущая ситуация выводит эффективность на первый план. И если мы, следуя за Нортоном и Капланом, видим взаимосвязь между компетентностью и вовлеченностью сотрудников и финансово-экономическими показателями, то нам есть прямой резон обратить на это внимание генерального директора или собственника бизнеса.

По сути, если компания остается работать на том же рынке, что и раньше, предлагая клиентам те же продукты и услуги, которые являются результатом тех же самых бизнес-процессов, что и раньше, то компетентность и вовлеченность сотрудников остаются, без преувеличения, единственным доступным для компании ресурсом наращивания эффективности без существенных дополнительных затрат.

Обучение персонала

Основной особенностью обучения сотрудников в период кризиса – это определение интервалов обучения. Рентабельность инвестиций в знания и навыки сотрудников, необходимо рассматривать в течение квартала, полугодия и, максимум, года. Исключение может составлять обучение группы руководителей высшего звена, в силу специфики их деятельности. Однако, принимая во внимание необходимость дожить до лучших времен, даже обучение этой группы должно давать экономический эффект в кратко- и среднесрочном диапазоне.

Безусловно, кризисные условия диктуют более интенсивное использование условно бесплатных форм организации обучения, таких как наставничество, кураторство, ротация, участие в проектных группах. Компания также может получить хороший эффект от внедрения системы управления знаниями, предполагающую формирование корпоративной базы знаний общего доступа. Разумеется, можно использовать и методы самостоятельной подготовки, такие как электронное обучение и изучение литературы, хотя эффективность этих методов с точки зрения развития умений и навыков может вызывать серьезные сомнения.

Еще одним решением по сокращению расходов на поддержание и повышение квалификации сотрудников может стать использование внешних подрядчиков, то есть аутсорсинг. Рассчитывая экономический эффект от передачи внутренних функций на внешний подряд, необходимо помнить, что дело заключается на только в сравнении стоимости, но также в экономии времени, в концентрации усилий на основных задачах, в повышении надежности и качества и в других факторах, которые могут оказать существенное влияние на повышение эффективности работы компании.

Вместо того, чтобы в условиях усиливающейся, благодаря кризису, конкуренции, повышать квалификацию сотрудников, компании принимают решения об отмене бюджетов на обучение, отказе от услуг внешних подрядчиков и других действиях, приводящих скорее к ослаблению компании, нежели к увеличению ее шансов выжить в кризис и преуспеть впоследствии.

Вовлеченность сотрудников

Вовлеченность, в отличие от удовлетворенности, напрямую связана с финансово-экономическими результатами работы компании, Это значит, что чем больше в компании процент вовлеченных сотрудников, тем выше качество продукции, удовлетворенность клиентов, объем продаж, прибыль, возврата инвестиции акционеров и другие важные показатели, характеризующие деятельность компании.

Вовлеченность сотрудников будет зависеть от действий руководства компании в период кризиса

Если руководство компании всерьез рассматривает сотрудников как один из ресурсов для преодоления кризиса и процветания после него и действует соответствующим образом, то вполне можно ожидать ответной вовлеченной, заинтересованной и кооперативной реакции и с их стороны. Понятно, что в разных компаниях, скорее всего, и решения, и способы, и действия, и полученные результаты будут отличаться друг от друга, но могу с уверенностью утверждать, что некоторые из них будут достаточно предсказуемы.

Материал подготовила Галина Барсукова


Оцените статью, для нас очень важно Ваше мнение!
(5) Отлично (4) Хорошо (3) Слабо (2) Плохо
*Для данного действия необходимо подключение к Интернет

© Учредителем е-Газеты "Бизнес-Образование", является НОУ "Центр Поддержки Предприятий". Газета выпускается с марта 2007 г. Подписчиками е-газеты являются более 2000 руководителей компаний Ставропольского края.