Аутсорсинг и аутстаффинг как инструмент оптимизации затрат в компании
 


Задача руководителя бизнеса – сделать бизнес эффективным, т.е. приносящим максимальную прибыль при оптимальном уровне издержек. Существует много способов достижения этой задачи. Некоторые стараются экономить на ресурсах, стараясь найти наилучшее качество по наименьшей цене, другие подписывают договоры, сокращая тем самым риски невыполнения оговоренных условий и появления незапланированных расходов.

Но, как известно, экономии лишь на ресурсах недостаточно, так как основная доля расходов приходится на оплату труда работников организации, независимо от того, каким видом деятельности она занимается. Таким образом, самый быстрый способ сократить общие издержки – это либо «урезать» размер окладов работников, либо вообще сократить штат. В первом случае работники начнут искать себе место с более высокой заработной платой, во втором – увеличившаяся нагрузка вызовет недовольство и дальнейшие увольнения. Данная ситуация заставляет менеджеров изыскивать различные методы сокращения количества работников в штате, а следовательно и затрат на заработную плату. Наиболее эффективными из них являются аутстаффинг и аутсорсинг.

На Западе аутстаффинг появился в 60-70-е, но расцвета достиг в 90-е годы прошлого столетия. Компании, особенно маленькие и средние, столкнулись с необходимостью тратить на оформление HR-документации не менее 25% своего рабочего времени. Аутстаффинг стал решением подобных проблем.
Совершенно логично, что первыми на запрос рынка отреагировали компании, специализирующиеся на рекрутменте. Именно им проще всего было сформировать команды, которые «кочевали» бы из компании в компанию, реализуя более или менее похожие проекты. Функционально и технически их бизнес наиболее органично мог трансформироваться в услугу, которую были готовы заказывать компании. Разное наполнение услуги позволило дифференцировать несколько ее подвидов, вследствие чего выделились лизинг персонала (staff leasing), выведение персонала за штат (outstaffing) и подбор временного персонала (temporary staffing) как более узкие, специфичные проявления аутсорсинга.

В настоящее время в США аутстаффинг – это законодательно оформленная услуга с четко проработанным механизмом реализации. Ее предоставлением занимаются компании Professional Employer Organization (дословный перевод с англ. – «профессиональный работодатель»), или PEO.
В России данные услуги являются достаточно новыми, вследствие этого понятия аутсорсинг и аутстаффинг иногда путают.

Спрос на услуги по лизингу персонала в России впервые возник после кризиса 1998 г., когда иностранные компании, оставшиеся на российском рынке, были вынуждены частично сокращать сотрудников и выводить их за штат. Аналогов PEO в России пока нет, компании обычно занимаются подбором персонала и параллельно аутстаффингом. Одна из причин заключается в том, что для широкого использования данной услуги у нас не разработана соответствующая законодательная база. Юридически термин «аутстаффинг» в России не закреплен. В рамках кадрового делопроизводства и положений законов сотрудники фирмы-провайдера считаются прикомандированными к организации-заказчику.

Характеристика и содержание понятий

Аутсорсинг (от англ. «outsourcing») — дословно переводится как «использование чужих ресурсов». Иными словами, аутсорсинг — это передача организацией на договорной основе каких-либо непрофильных функций стороннему исполнителю (организации или физическому лицу), который является специалистом в данной области и обладает соответствующим опытом, знаниями, техническими средствами. Например, в Российской Федерации на сегодняшний день распространен бухгалтерский аутсорсинг и аутсорсинг IT-услуг. При аутсорсинге сотрудники работают в штате компании-исполнителя, а оказание услуг фирме-закзчику является лишь частью их функции. Чаще всего заказчик не имеет отношения ни к выбору тех, кто будет непосредственно выполнять работу, ни к организации их труда.

Аутстафинг (outstaffing) является привлечением «чужого» или выведением за штат собственного персонала. Суть услуги аутстаффинга проста: компания (как правило, крупная), желая максимально сфокусироваться на решении ключевых вопросов бизнеса, не отвлекаясь на различные HR-проблемы, заключает договор с провайдером, по которому последний юридически становится работодателем выведенных за штат сотрудников. При этом сотрудники продолжают работать в прежней компании, но числятся в штате компании-провайдера. Как правило, к аутстаффингу прибегают компании, численность персонала которых не менее 100 человек. За штат выводится так называемый «обслуживающий» или вспомогательный персонал:

• секретари;
• рядовые бухгалтеры;
• переводчики;
• менеджеры среднего звена;
• ИТ-специалисты и др.

По этим сотрудникам, согласно договору, компания-провайдер за определенную плату ведет всю документацию (бухгалтерскую и кадровую).

Кому и когда нужны эти услуги?

К услугам аутсорсинга прибегают во многих случаях, например: когда появляются вакантные места на короткий период (отпуска, больничные, декреты, праздники, командировки и т.п.); когда есть необходимость в персонале на сезонные работы (в основном, низко-квалифицированные работники); когда есть необходимость реализовать проект, но нет квалифицированных сотрудников, либо не позволяет численность штата (разработка IT, ведение бухгалтерского учета, маркетинговые исследования, рекламная акция, логистика и т.п.); когда возникает необходимость минимизировать налоговые потери, исключить затраты на расчет заработанной платы, уменьшить объем административно-кадровой работы (поиск, собеседования, адаптация, мотивация).

Аутсорсинг широко распространён в последнее время, всё больше компаний прибегают к его услугам, тем более, что законом он более-менее урегулирован. Особенно это близко компаниям с иностранным капиталом, так как на западе аутсорсинг — типичное явление.

Услуга аутстаффинг также выгодна для компаний, которые не имеют возможности увеличить штатную численность сотрудников, но нуждаются в них для выполнения своих задач. Это малые предприятия или предприятия, находящиеся на упрощенной системе налогообложения, которые имеют штатные ограничения. Например, решили открыть торговую точку. Для того чтобы принять на работу новых сотрудников не обязательно регистрировать еще одно юридическое лицо и вести по нему отчетность. Можно зачислить этих сотрудников в штат провайдера. При этом работать они будут в новом магазине, а находиться в штате – у компании-провайдера.

Также аутстаффинг удобен для компаний, которым сотрудники нужны для выполнения краткосрочных проектов, например, для автоматизации системы управления предприятием. В этом случае чаще всего провайдер сам подбирает необходимый персонал, зачисляет его в свой штат, а фактически работают эти сотрудники у Заказчика. Таким образом, реализуется услуга лизинга персонала, являющаяся составной частью аутстаффинга.

Предпосылками для вывода персонала за штат могут являться несколько причин, например: возрастающая сложность и дополнительные требования законодательства в области кадрового учета; менеджер тратит около четверти своего времени на решение административных вопросов трудовых отношений; большое количество постоянных сотрудников в штате компании делает ее менее гибкой и более зависимой от собственного персонала; стремление к большей гибкости и независимости при формировании «штатного расписания»; стремление к сокращению административных расходов на управление персоналом.

Преимущества и недостатки

Аутсорсинг имеет ряд преимуществ, которые являются привлекательными для использующих его компаний:

• позволяет получить комплектующие или услуги выше качеством и/или дешевле;
• улучшает инновационные возможности компании за счет взаимодействия и партнерства с поставщиками мирового уровня, имеющими большой интеллектуальный потенциал и богатый инновационный опыт;
• обеспечивает большую гибкость компании в случае внезапного изменения рыночной ситуации или потребительских предпочтений: проще и дешевле найти новых поставщиков с необходимыми возможностями и ресурсами, чем перестраивать внутреннюю деятельность компании, ликвидируя одни мощности и ресурсы и создавая новые;
• ускоряет приобретение ресурсов и навыков;
• позволяет сосредоточиться на тех операциях, которые эффективно выполняются силами компании, и тех, которые стратегически целесообразно сохранить под ее контролем.
• обеспечивает существенные преимущества при сужении бизнеса.

Но, наряду со всем вышесказанным, аутсорсинг имеет и недостатки, например, компания рискует вывести за свои пределы слишком многие виды деятельности и лишиться части собственных ресурсов и возможностей. В таких случаях компания утратит виды деятельности, которые в течение длительного времени обеспечивали ей успех на рынке.

Таким образом, аутсорсинг представляет собой эффективный способ координировать деятельность того или иного предприятия и, тем самым, оптимизировать временные и финансовые затраты, путем высвобождения большого количества материальных, нематериальных и человеческих ресурсов.

Из анализа применения аутстаффинга, вытекают следующие преимущества для компаний, использующих эту услугу:

• сокращение штатной численности персонала при сохранении фактической;
• оформление временного персонала;
• оформление сотрудников на время испытательного срока и продление испытательного срока;
• снижение административных и финансовых издержек;
• обеспечение легальности и юридической поддержки при работе с персоналом;
• возможность сконцентрироваться на основном бизнесе;
• повышение конкурентоспособности компании.

Так как понятие аутстаффинга ново для Российской реальности, рядовые служащие воспринимают его с опаской и недоверием. Поэтому, для успешного выполнения проекта и избежания роста социальной напряженности, связанной с морально-психологическими трудностями, которые часто испытывают сотрудники при переводе, из-за непонимания и боязни быть обманутыми, необходимо правильно выстроить взаимоотношения между клиентом и внешним провайдером.

С каждым сотрудником, которого переводят к аутстафферу, должна проводиться беседа по существу происходящих событий, до каждого специалиста доводиться информация о том, что он становится работником этой компании, которая отныне является для него работодателем и несет в этом качестве полную ответственность за соблюдение трудового и налогового законодательства. При этом работник фактически продолжает работать в интересах компании, ранее принимавшей его на работу, и выполнять те же самые функции.

С каждым сотрудником заключается индивидуальный трудовой договор. Разъясняются все существенные условия – от места работы, режима труда и отдыха до уровня заработной платы.
С компанией-клиентом оформляется договор оказания возмездных услуг. Особое внимание уделяется вопросам обеспечения охраны труда и техники безопасности, а так же проблемам компенсации возможного ущерба от неправильных действий наемных сотрудников. Четко следует определять зоны ответственности каждой из сторон. Главные процессы управления персоналом остаются за компанией – клиентом.

Правовые основы

Юридически предоставление подобных услуг происходит следующим образом: компания-заказчик заключает с провайдером договор о предоставлении персонала, согласно которому и осуществляется найм работников. Нужно отметить, что все условия, на которых сотрудник принимается в штат к провайдеру, исходят от заказчика. Заказчик устанавливает заработную плату сотрудника, назначает суммы возможных премий и компенсаций. Задачей провайдера является оформление отношений с работником на заранее оговоренных условиях и дальнейшее ведение его кадрового и бухгалтерского администрирования (строго в рамках российского законодательства). Между аутстаффером и каждым работником заключается трудовой договор (как срочный, то есть только на срок действия договора об оказании услуг по предоставлению персонала заказчику; так и на неопределенный срок в том случае, если планируется, что данный специалист будет постоянно обеспечен работой у разных заказчиков).

Правда, в последнее время в официальных документах РФ указанная терминология и их понятия стали применяться. Так, в Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы), утвержденной распоряжением Правительства РФ от 19.01.2006 №38-р предусмотрено «…внедрение механизмов аутсорсинга административно-управленческих процессов…». Центробанк РФ в своих Рекомендациях по организации управления операционным риском в кредитных организациях (письмо ЦБ РФ от 24.05.2005 №76-Т) дает четкое определение такого договора: «Аутсорсинг – это привлечение специализированной сторонней организации (поставщика услуг) для выполнения отдельных видов работ. Аутсорсинг рекомендуется осуществлять на основе договоров, предусматривающих распределение прав, обязанностей и ответственности между кредитной организацией и поставщиком услуг. При этом банк должен предусмотреть во внутренних документах порядок регулирования рисков, связанных с аутсорсингом, в том числе риска отказа в обслуживании». Указанные рекомендации Центробанка применяют коммерческие банки в работе по взысканию задолженности граждан-кредиторов, привлекая для этих целей специализированные фирмы, занимающиеся взысканием долгов. Подобные договора можно применять и в сфере предпринимательства.

Налоги

Де-факто налоги платит тот, кому и положено это делать, - фактическая организация, где трудоустроен сотрудник (сумма налогов входит в расходы, которая несет компания-заказчик, заключая договор с провайдером).

Аутстаффинг - это не схема ухода от налогов, а абсолютно законный механизм оптимизации расходов организации (в том числе и налоговых). Однако, как показывает практика, налоговые органы действительно весьма настороженно относятся к его практическому применению. В случае возникновения вопросов или спорных ситуаций для доказательства правомочности своих действий организации-заказчику необходимо определить цели, для достижения которых потребовалось воспользоваться услугой по предоставлению персонала, а также представить данные о полученном в результате экономическом эффекте.

Известны случаи, когда налоговые органы предъявляли претензию о фиктивности сделки между компанией-заказчиком и провайдером (или о её формальном характере). Такие ситуации происходят, если сторонами договора являются лица, взаимозависимые как по формальным признакам (например, имеют общих учредителей), так и по неформальным (к примеру, расчетные счета открыты в одном и том же банке). Другими словами, являются аффилированными компаниями. Для того чтобы подобных претензий не возникало, заказчику следует заключать договор только со специализированной организацией, предоставляющей персонал широкому кругу

Как уже было сказано, основной задачей руководителя является сделать бизнес эффективным, т.е. приносящим максимальную прибыль при оптимальном уровне издержек. Вопрос о возможности применения аутсорсинга рано или поздно затрагивает любая организация. Из всего вышесказанного очевидно, что данные методы не только упрощают процесс деятельности той или иной организации, но и экономически эффективны, так как позволяют избежать многих рисков, связанных с интеграцией.

Из всего вышесказанного следует, что, несмотря на существующую дороговизну данной услуги, ее развитие на рынке РФ имеет широкие перспективы в связи с тем, что развивающаяся экономика требует быстрого роста компаний, имеющих стабильное конкурентное преимущество. А для этого, в свою очередь, недопустимо тратить драгоценные временные, финансовые и человеческие ресурсы на непрофильные виды деятельности.

Материал подготовила Юлия Мороз




Оцените статью, для нас очень важно Ваше мнение!
(5) Отлично (4) Хорошо (3) Слабо (2) Плохо
*Для данного действия необходимо подключение к Интернет

© Учредителем е-Газеты "Бизнес-Образование", является НОУ "Центр Поддержки Предприятий". Газета выпускается с марта 2007 г. Подписчиками е-газеты являются более 2000 руководителей компаний Ставропольского края.